Portal Prelude
Оригинальный Portal отличался от всех прочих игр тем, что использую минимальную геймдизайнерскую базу, он умудрялся рассказать правдивую историю существования целого научного-исследовательского комплекса, в котором не было ни одной живой души, кроме сумасшедшего искусственного интеллекта. Prelude отсылает нас к тому периоду времени, когда в комплексе ещё главенствовали вполне ещё себе живые ученые. Правда, после знакомства с ними, становится ясно, почему GLaDOS получилась такой «доброй».
Итак, наш протеже – очередной подопытный кролик лаборатории Aperture Science по имени Эбби. Наша цель – пройти курс испытаний в "Компьютеризированном экспериментальном центре при Лаборатории исследования природы порталов". Не смотря на знакомое начало, Prelude вызывает совершенно другие эмоции, нежели оригинал. Во-первых, вместо ещё не запущенной GLaDOS нас сопровождают работники лаборатории порталов, которые в отличие от неё (GLaDOS), не скрывают, что мы не первая и не последняя персона, проходившая эти камеры, и что смертность здесь выше среднего. Вообще, разговоры работников по меньшей степени гениальны, и могут наравне соперничать с эпохальным бредом из Day Hard. Во-вторых, в местном сюжете (который, как и Half-Life, состоит из сплошных полунамёков, и таинственных намерений персонажей, в том числе и нашего любимого G-man’a.И самое главное – геймплей и его сложность.
Скажем честно, если вы не прошли Portal с первого раза менее чем за полтора часа, и не изучили до последней текстуры все Advanced-карты, то вам вообще не рекомендуется даже начинать играть в Prelude. Здесь сложно всё: начиная от получения портальной пушки (только чтоб получить её, нужно проявить чудеса сообразительности и *спойлер*, *спойлер* и *спойлер*). Местные портальные задачки можно разделить на две категории: когда вы знаете, что нужно сделать, но не знаете как, и когда вы не знаете ни цели, ни тем более методов. Впрочем, если вы преисполнены желания пройти всё честно, то рекомендуем вам найти одно из многих видеопрохождений на сервисе YouTube.com. Однозначно, это самая сложная модификация для Portal из всех существующих.
Техническое исполнение превосходное – дизайн уровней первостатейный, в особенности удались «точки соприкосновения» с оригинальными порталовскими картами. Камеры разнообразны – чего только стоит «перевёрнутая» карта или уровень с искривленной гравитацией. Появились задачи на время, и с использованием «поля дезинтеграции» материи.
Озвучка, выполненная на синтезаторе голоса, очень похожа на живую речь. Среди используемых в игре композиций помимо «Portal-подобных» Nine Inch Nails, также фигурирует Linkin Park, Chemical Brothers и другие. Также, эта модификация имеет собственный режим комментариев, где авторы подробно описывают, как они пришли к тому или иному дизайнерскому решению и прочим игровым аспектам.
И еще. Не стоит забывать, что в игре присутствует «эпохальная» сцена запуска GLaDOS, о которой авторы говорили с самого начала разработки. Именно этот момент и является предвестником многих событий оригинального Portal. И помните: cake is true!
Скачать Portal Prelude
portal-prelude-setup-1.1.0.exe (823 Mb)
The Flash Version Mappack
Portal, выпущенный Valve в октябре позапрошлого уже 2007-ого года в сборнике Orange Box, сразу стал чуть ли не главным феноменом года. Эту игру можно было разобрать на цитаты, а кубы-компаньоны и торты еще долго будоражили умы игроков. По мотивам Portal даже была выпущена flash-игра, названная Portal: The Flash Version, практически полностью копировавшая компьютерную версию. Но не успели игроки как следует наиграться во флэш-версию Portal, как в сети появилась… Компьютерная версия флэш-версии Portal! А создал ее наш старый знакомый – Хен Мазолски (Hen Mazolski), автор Nightmare House Remake! Нужно ли говорить, насколько качественный мод он создал? Но об этом чуть ниже.
Итак, в чем, собственно, заключается суть The Flash Version Mappack? Мы, в роли все той же девушки Челл (Chell) проходим через многочисленный испытания, используя старую добрую портальную пушку и выслушивая говор старой знакомой GLaDOS. Собственно, нового, отличного от истории оригинального Portal сюжета тут и нет, вся суть мода – пройти через все испытания и сразиться с самой GLaDOS. Правда, есть в The Flash Version Mappack (далее TFVM) и несколько высьма любопытных сюжетных подробностей, которым фанаты Half-Life будут несказанно рады. Но стоит предупредить, что TFVM это все-таки мод, поэтому его сюжет на самом деле имеет мало общего с настоящим Portal. Кстати, торт-то все-таки существует!
Геймплей тоже не особо отличается от оригинала — перед нами ставят цель пройти через все испытания, используя портальную пушку, подручные предметы и собственные мозги. Чем больше испытаний вы проходите, тем сложнее становятся последующие испытания. Сразу скажу, что TFVM намного сложнее оригинального Portal. Ведь в оригинале большинство испытаний состояли из одной единственной комнаты, из которой игроку нужно было найти выход. А в TFVM большинство испытаний состоят из нескольких комнат, перемещаясь между которыми вам предстоит искать выход(а еще чаще – искать знакомые по оригиналу кубики, без которых не открыть большинство дверей). Да, первые несколько тестовых комнат в TFVM проходятся очень легко, но ближе к концу на прохождение каждого испытания уходит по меньшей мере полчаса. Но самое главное – все головоломки здесь логичные, никогда не возникает ощущения того, что решение очередной загадки известно только создателям мода. Стоит только напрячь мозги, и вы быстро найдете выход из на первый взгляд безвыходной ситуации.
Небольшую долю разнообразия вносят разнообразные препятствия: электрический пол, опускающийся потолок и охранные турели. И если с турелями все понятно, то первые два препятствия мы видим в первый раз, в оригинале их не было, поэтому решать головоломки, связанные с ними очень интересно, учитывая, что действовать нужно быстро. Пару слов нужно сказать и о финальном сражении игрока с GLaDOS, которая немного изменилась с нашей последней встречи в оригинальном Portal. Теперь GLaDOS не только выглядит по-другому, но и умеет передвигаться (!) и стрелять плазменными шарами, что делает финальный бой намного интереснее, чем в оригинале.
Внешне хвалить TFVM толком не за что. Не потому, что дизайн настолько плох, а потому, что отличий от оригинального Portal преступно мало. Да, помещения выглядят неплохо по сравнению с оригиналом, но вряд ли после прохождения вы сможете отличить скриншот из Portal от скриншота из TFVM. Есть во внешнем виде и один минус. Один, но очень существенный – логика. И речь идет не о тестовых комнатах, а о помещениях за их пределами, где эта самая логика практически отсутствует. Иногда создается ощущение, что проектировщики этого комплекса заранее знали, что подопытный сбежит за пределы тестовых комнат, поэтому и сделали все таким высоким и труднодоступным.
Новых файлов в TFVM мало. Есть несколько моделей из Half-Life 2, есть парочка музыкальных треков, но в основном все старое. Кстати, фразы GLaDOS, взятые из Portal, в TFVM всегда звучат к месту и не раздражают, за что автору огромное спасибо.
Итог? The Flash Version Mappack – лучший мод для Portal на данный момент. Ближайшего конкурента, Prelude, он обгоняет в том плане, что Хен Мазолски не пытался сделать масштабный мод с какими-то сверхсложными головоломками, а просто перенес флэш-версию Portal в 3D, за что его не стыдно еще раз поблагодарить, а создатели Prelude поставили перед собой задачу сделать масштабный приквел оригинала, за что и поплатились — за прохождением их детища мозг может попросту "сгореть", в то время, пока TFVM может пройти даже дошкольник, если просто немного подумает. Нужны еще доказательства того, что TFVM лучший мод для Portal? Пожалуйста – сами Valve позаимствовали из творения Хена несколько карт для Portal: Still Alive, версии Portal для Xbox 360.
Скачать The Flash Version Mappack
wcs_portaltfv_mappack.rar (39 Mb)